Нижегородский клуб такемусу айкидо (ивама рю)
Главная страница \  Айкидо \  История \  Морихей Уесиба \  Морихей Уесиба - основатель ай...

Морихей Уесиба - основатель айкидо (отрывок из книги Жерера Блеза "Айкидо. Поиск верного движения ", 1999)

Увеличить

Рождение.

14 декабря 1883 г. в Танабе, провинции Кии (сейчас - префектура Вакаяама) родился Морихей Уесиба, будущий основатель Айкидо. Он был единственным мальчиком в семье, где уже были три девочки. Его отец, средний землевладелец, являлся членом деревенского совета. Морихей Уесиба рос мечтательным и довольно слабым физически ребёнком. Возможно, поэтому, ещё совсем юным он заинтересовался религиями, а к 10 или 15 годам, по разным источникам, - боевыми искусствами. Ему посчастливилось родиться в провинции, где издавна любили эти дисциплины.

Провинция Кии.

Эта провинция дышала атмосферой боевых искусств, она уважала эти дисциплины и людей, сильных в этой области. В этом краю родилось Секигуширю Джиу-джитсу, которое можно рассматривать как источник современного Джиу-джитсу. В XVIII веке правитель провинции Кишу попросил Секигуши Хаширозаемона изучить различные виды классического джиу-джитсу, популярного от Эдо до Нагасаки, а также различные виды Кемпо, пришедшие из Китая. После своего обучения Секигуши Хаширо создал свою собственную школу, сильно отличавшуюся от Джиу-джитсу, известного до того времени. Джиу-джитсу эпохи Муромаши, эпохи Сенгоку, как и Такеширю Кошимовари имело целью победить врага на поле боя, потому техники были очень жёсткими. Но во времена Секигуши реальная битва стала редкостью. Даже если его школа имела те же основы, что и военные, боевые школы, её цель, однако, заключалась не в победе над противником, а в тренировке воли, силы духа. Техники атаки становятся более мягкими, равно как и движения защиты.

Впоследствии и другие школы стали делать основной упор на духовную сторону тренировки, как, например, школа Шибуярю и Ёнсинрю (прадед Основателя, известный своей силой, изучал Аиолрю Джиу-Джитсу - эта школа происходит от двух предыдущих).

Можно подумать, что эти варианты школ Джиу-Джитсу повлияют на поиск и создание Айкидо, но на самом деле они оставят Морихея Уесибу неудовлетворенным и приведут его к поискам школы, реально соответствующей школам эпохи войн. Это будет Дайторю Джиу-джитсу.

Касудаи Хаширо, житель провинции Кии-Танабэ был лучшим в Японии в состязании по стрельбе из лука. Соревнование Санжду Санген состояло в том, чтобы за определенное время попасть наибольшим количеством стрел в цель, которая находилась на расстоянии 120 метров от стрелка. Изначально это соревнование способствовало прогрессу в деле изготовления луков. Благодаря результатам Касудаи Хаширо, стрельба из лука долге время было популярна в этой провинции.

Но прежде всего этот край был царством Кендо. В начале эры Эдо в Кишу родилась школа Тамиярю. Однако главной, основной школой Кен-Джитсу была Ягю Но Шинкаге, по которой Морихей Уесиба станет дипломированным специалистом.

В Кии было много больших додзё Кендо. В одном из них преподавал Итокава Гундаю, который был родом из той же семьи, что и мать, и жена основателя Айкидо.

Путь учителя Морихея Уесибы.

Отец Морихея, будучи человеком очень сильным физически, хотел, чтобы его слабый и мечтательный сын занимался Сумо и плаванием. Но поскольку Морихей занимался боевыми искусствами, он в равной степени интересовался и религиозными учениями.

Изучение боевых искусств. Будо.

В 1901, в возрасте 18 лет Морихей Уесиба приехал в Токио, чтобы заняться торговлей. Он создал торговое общество "Уесиба Шиокай" и использовал доходы для занятий Джиу-джитсу школы Тен Шин Шинёрю под руководством Тосавы Токусабуро в Асакусе. Говорят, что одновременно с этим он изучал Кен-джитсу школы Шинкаге в Иидамаши.

Через год, из-за ухудшения здоровья, он возвращается в Танабе. С 1904 по 1905 г. он участвует в войне Ниширо на фронте Манджурии, где его ценят не только за физические и умственные качества, но и за ловкость в обращении со штыком. Во время отпуска и увольнений он изучает Готоха Ягю Джиу-джитсу в Сакай под руководством Масакатсу Накаи. Он продолжил эти занятия после войны.

Эта школа заслуживает некоторых пояснений, так как она сыграет важную роль в поисках Основателя. Раздел Кен-Джитсу этой самой школы называется Ягю Ношинкаге, или школа Шинкаге. Основателем Готоха Ягю Джиу-Джитсу, или, по-другому Ягюшинганрю, был Араки Матаемон, человек, очень известный в мире боевых искусств будо. Он был членом семьи Хатори Ишизоку, семьи знаменитого ниндзя. Таким образом, Араки Матаемон был знаком со многими техниками Нинпо и Тай-Джитсу. Его школа имела много последователей. Готоя Гюсаи добавил к ней некоторые особенности и назвал ее: Готоха Ягю Джиу-Джитсу. Додзё, где занимался Морихей, было самым известным в этой школе. Морихей получает степень Менкё Кайден школы за четыре года, что говорит о его удивительном, необычайном таланте.

После войны Морихей возвращается в Танабе. Его отец видит огромный интерес сына к боевым искусствам и строит ему дом с Додзё. Здесь будут проводиться занятия по Дзюдо Кодокан под руководством Такагю Киёши. Можно сказать, что с этого времени начинается знакомство Морихея Уесибы с Дзитаро Кано (основателем дзюдо).

В возрасте 29 лет Морихей вместе с другими молодыми людьми из своей провинции уезжает на Хоккайдо, чтобы осваивать дикие земли. Он останется там до болезни отца.

После трудного периода из-за проблем с климатом следует более благоприятный период для животноводства и земледелия. Но деревня разрушена огнем. И тут Морихей проявил черты своей личности. Он развернул такую бурную деятельность по восстановлению деревни, что был назван королем Ширатаки и избран муниципальным советником.

Это пребывание на Хоккайдо позволило ему встретить Такеда Сокаку и изучать Дайто Рю Джиу-джитсу. Это было в 1915 году; Такеда Сокаку был человеком маленького роста, 1 м 55 см, с очень сильным и жестким характером. Он был известен как мастер в Кен Джитсу школы Оноха Ито Рю, в Бо-Джитсу и в Сумо.

Дайторю Джиу-Джитсу было тем, что называли закрытой школой (Омоте Ваза) и преподавалось оно только на севере Японии. Для Основателя было большой удачей, что он смог изучать его, так как Дайторю Джиу-Джитсу было одним из Ко Бу Джитсу реального боя, традиционного для Японии. Однако начиная с времён Секигуширю Джиу-Джитсу, школы были реформированы и имели целью скорее тренировку воли и силы духа. Когда Морихей Уесиба был знаком лишь с той разновидностью боевого искусства, в которой чего-то, как ему казалось, не хватало, он чуствовал себя обманутым! При изучении Дайторю Джиу-Джитсу, жесткого, живого, конкретного, он находит истинный элемент боевых искусств. Хотя впоследствии Основатель скажет, что Дайторю Джиу-Джитсу не имеет прямого конкретного влияния на Айкидо, тем не менее, по его словам, Дайторю - это один из ключевых моментов на пути к созданию его собственного воинского искусства. С того времени он знал как нужно продвигаться по пути будо.

В 1916 году, год спустя после его встречи с Такедой Сокаку, Основатель получит хиденокуги номокуруку соден школы: диплом, описывающий каждый прием в нужном порядке, его глубину и его секрет.

В 1918 году, узнав о болезни отца, он возвращается к нему, возможно испытывая вину за то, что надолго оставил отца одного, будучи единственным сыном в семье. Это возвращение послужит поводом для встречи с Дегучи Онисабуро, преподобным отцом религии омотокю, которую мы опишем в следующей главе.

В 1922 Морихей получает диплом по Кен-джитсу школы Шинкаге. С 1924 года по 1925 он углубленно изучает технику броска.

После 1925 года его имя становится все более и более знаменитым, и многие поклонники боевых искусств, а также политики и военные, наносят ему визиты.

В 1927 году по приглашению адмирала Такешиты он приезжает в Токио и начинает там обучать воинскому искусству других. Но наряду с боевыми искусствами, Морихей Уесиба в равной степени интересуется духовными, религиозными дисциплинами.

Религиозное обучение.

Еще ребенком Морихей Уесиба интересовался главными богами Японии, методами для успокоения души, Шинкон-Хоо и молитвами Кадзикото Шингонмиккё. Танабе расположено у подножия горы Кумано Санзан, а там много храмов Буддистской секты Шингоншу. Молитвы и методы, знакомые Морихею, были довольно обычным делом в этих храмах, как и чудесные истории Кодобаши ОО Кукай, которые Морихей мог слушать целыми днями.

Но с точки зрения боевого искусства особенно примечательна его встреча с Дегучи Онисабуро. По возвращении с Хоккайдо, обеспокоенный болезнью своего отца, Основатель решает посетить центр новой очень известной религии Омотокё, чтобы попросить преподобного Дегучи помолится за его отца. Сначала преподобный не хотел этого делать, объяснив Морихею, что смерть родителя - это естественное явление. Но, видя страдания Морихея, Дегучи три дня проводил с ним сеансы Шинкон Кишин, чтобы успокоить его. Позже, во время своих тренировок Айкидо, О-Сенсей будет практиковать эти упражнения.

После смерти своего отца в 1919 г. Морихей Уесиба возвращается к Дегучи в Аябе. Он остается там с 1919 по 1929 год, после чего переезжает в Токио, чтобы создать там Додзё.

В течении 10 лет Основатель проведет много тренировок с преподобным. Морихей изучал с ним Котодаму и Юусай (развитие священной способности общаться с душой бога). Можно сказать, что именно в это время к нему приходит понимание идей Ки Но Мёё (функция Ки) и состояния духа Сатори. С точки зрения истории Айкидо, в том, что касается его духовной стороны, встреча с Дегучи Онисабуро была важным событием: Дегучи благословил Основателя на постройку своего первого Додзё "Уесиба Джуку", а во время пребывания Уесибы и Дегучи в Китае Морихей впервые испытал видение "пуль", а по возвращении оттуда - видение "золотого шара".

Уесиба Джуку.

У подножия горы Хонгу после того, как Морихей построил дом, Дегучи Онисабуро подарил ему деревянную дощечку с надписью названия дома: Уесиба Джуку, показав этим, что миссией Морихея является боевое искусство.

В своем Додзё Морихей искал собственное Будо и после того, как получил плоды своих поисков, начал преподавать. Он вел поиски также и вне стен Додзё, главным образом, на горе Хонгу, практикуя все боевые искусства, которые он знал. Он брал из всех будо всё лучшее и вкладывал в это все свои силы. Вскоре его имя стало известным в мире будо. В то время он и поехал в Китай с преподобным Дегучи Онисабуро.

"Видение пуль"

В своё время, после первых процессов по делу о секте Омотекё, преподобный Дегучи Онисабуро даже провел четыре месяца в тюрьме. Эта религия не очень-то признавалась властями. После выхода из тюрьмы он думает, что все еще находится под надзором полиции. Тогда он решает тайно уехать в Китай с тремя своими самыми близкими учениками, чтобы там реализовать свои идеи. Морихей был в числе этих учеников. Но поездка прошла неудачно. Арестованным, им удалось спастись только благодаря вмешательству консула Японии.

Однако это путешествие позволило Морихею сделать важное открытие для своего Будо. Когда они шли по тропе в горах, на них напали; они не могли идти дальше, надо было укрыться от пуль. Морихей не видел ружей, но перед пулей он видел как бы белый шар. Он уклонялся от белого шара, а секунду спустя пролетала настоящая пуля. При повторении этого видения Морихей понял, что этот белый свет был желанием врага выстрелить, которое проявлялось таким образом в энергетической форме. В то мгновение он открыл самую глубинную сущность Будо - сенносен.

Эта идея Сенносен (заблаговременно заблаговременного: саки но саки) ранее существовала и в Ко Буджитсу. Но то был сенносен физического движения. Морихей Уесиба таким образом пришел к сенносен движения сердца. Он чувствовал волю, желание противника перед тем, как противник начинал действовать.

По возвращении, Основатель продолжает свои занятия в Уесиба Джуку, но его Будо изменилось и начали говорить о ками ваза (Божественные техники).

В 1925 году произошел ещё один случай, который станет центральным для создания Айкидо.

Тогда Морихею Уесиба было 42 года, и его навестил морской офицер, который преподавал Кендо. После дискуссии он попытался атаковать Морихея деревянным мечом. Но каждый раз Морихей легко уклонялся от его нападения. Основатель объяснил офицеру, что перед каждой атакой он видел что-то вроде белого света и уклонялся от него. Затем Морихей вышел в сад, чтобы умыть лицо, но... лучше послушаем его самого:

"Я тренировал свой дух в Будо, ещё когда мне было 15, и посещал учителей фехтования и Джиу-джитсу многих провинций. За несколько месяцев я усваивал секрет каждой из новейших школ. Но не было ни одной такой, которая рассказала бы мне о сущности Будо, которая могла бы удовлетворить мой дух. Также я обращался к различным религиям, но не смог получить какого-либо конкретного ответа...

Я почувствовал себя парализованным очень приятным чувством, я внезапно ощутил, что Вселенная дрожит и что золотой дух выходит из земли, окутывает мое тело и превращает его в другое, сделанное из золота. В то же время мой дух и тело стали легкими. Я был способен понять щебетанье птиц и я отчетливо видел дух Бога, Создателя этой Вселенной. В тот момент я понял источник Будо: любовь Бога - духа, с любовью защищающего все существа. С того момента у меня появилось чувство, что вся земля - это мой дом, а солнце, луна и звезды являются моими собственными. Я стал свободным от всякого желания, не только с целью обретения репутации или богатства, но также и от желания быть сильным. Я понял, что Будо не означает поражать противника нашей собственной силой или оружием, чтобы вести мир к разрушению посредством оружия. Настоящее Будо означает принять дух, разум Вселенной, беречь мир во всем мире. Правильно производить, защищать и выращивать все существа в Природе. Я понял, что тренировка в Будо означает взять любовь Бога, которая правильно производит, защищает и возделывает, выращивает все вещи в природе, усваивает их и использует в нашем теле."

Это видение длилось всего лишь миг, но для Морихея Уесибы оно было первым опытом подобного рода. Оно перевернуло жизнь Учителя и породило Айкидо.

Таким образом, этот исключительный человек вследствие долгих поисков, при помощи занятий боевыми искусствами и духовных опытов, выработал и создал искусство. Искусство, в которое вошли все его знания о Будо и проявившиеся чувства и феномены, рожденные во время его духовных исканий. Искусство, которое имеет своей целью привести нас к этому пониманию, к тому видению Вселенной, которое он получил в ходе своих опытов.

Это двойное своеобразие и эта цель характеризуют Айкидо и определяют его техники. Как писал Морихей Уесиба "Не достаточно избавиться от врага, нужно также доставить ему радость, чтобы изменить его агрессивное состояние. Объединять и любить сущее - это и есть настоящее Будо и цель Айкидо". В своём озарении О-Сенсей понял, что не существует ничего другого во Вселенной кроме любви. Таким образом он пришел к такому пониманию Вселенной, которое ищет или рожден искать всякий занимающийся Айкидо.

Айкидо