Нижегородский клуб такемусу айкидо (ивама рю)
Главная страница \  Архивы \  Архивы Ивама рю \  Статьи \  Ивама: место рождения айкидо

Ивама: место рождения айкидо

Увеличить

Спросите даже начинающего айкидока о том, кто основатель айкидо, и я уверен, что большая часть из них назовёт Морихэя Уэсиба основателем искусства. Причиной этому, вероятно, служит тот факт, что фотография Уэсиба висит на Сёмэнах большинства Айки-додзё по всему миру, и рано или поздно каждый айкидока слышит имя основателя. Но если развить эту тему далее, и опросить дэси со средним и большим опытом практики, когда и где Уэсиба разработал свое айкидо, я думаю немногие смогут дать точный ответ.

Фактически, если правдиво ответить на этот вопрос, то мы поймём, что разновидности айкидо, популярные сегодня, созданы его прямыми дэси, например: Коити Тохэй, Киссёмару Уэсиба, Годзо Сиода, Кэндзи Томики и Минору Мотидзуки. Одна из главных причин, по которой это произошло - это Вторая Мировая Война и её последствия. В то время айкидо делало свои первые шаги в мире современного будо. В начале 1950-ых годов Уэсибе исполнилось 70 лет, и большую часть времени он находился в отставке в сельской местности Префектуры Ибараги. Таким образом, задачи становления новых додзё, создание организаций, формализация методической программы, система градации и отправка инструкторов в пределах Японии и за границу - всё это главным образом было создано и развито вышеупомянутыми людьми.

Краткая биография Уэсибы.

Перед описанием обстоятельств, при которых появилось айкидо в Ивама, позвольте нам кратко рассмотреть биографию Уэсибы вплоть до момента, когда он решил заниматься сельским хозяйством в Ибараги. Морихэй Уэсиба родился в городе Танабэ на побережье Префектуры Вакаяма 14 декабря 1883 года. Он был сыном главы богатой буржуазной семьи. Его отец так же возглавлял муниципалитет несколько лет. Морихэй получил формальное образование в средней школе. В возрасте 19 лет он поехал в Токио, в надежде сделать карьеру торговца, но менее чем через год вернулся в Танабэ, отказавшись от идеи покорить деловой мир.

Морихэй всё же нашел занятие для себя. Он организовал группу поселенцев из его родного города, которые согласились отправиться с ним покорять дикую местность северо-востока Хоккайдо в 1912 году. Там эта группа из Танабэ основала маленькую деревню под названием Сиратаки. В 1915 году Уэсиба встретил известного эксперта в области дзю-дзюцу Такэда Сокаку. Завороженный его навыками в боевых искусствах, которые намного превышали его собственные, Морихэй посвятил всего себя изучению Дайто-рю айкидзюцу Через пять лет он стал одним из лучших дэси Такэды.

По прошествии семи лет жизни на Хоккайдо Уэсиба покинул этот остров, когда получил новость, что его отец при смерти. По дороге в Вакаяма Морихэй остановился в городе Аябэ, недалеко от Киото, где он встретил Преподобного Онизабуро Дэгути - активного последователя религии Омото-кё, который молиться о здоровье его отца. В 1920 году Морихэй поселился в общине Омото со своей семьей и стал верным сторонником Онизабуро и его религиозной секты. Дэгути в свою очередь поощрял Морихэя совершенствовать свои боевые навыки и передавать дзю-дзюцу членам религиозной секты.

С благословения Онизабуро Морихэй отправился из Аябэ в Токио в 1927 году, чтобы распространять айкидзюдзюцу. Через несколько лет преподавания в высших кругах элиты японского общества Морихэй, наконец, открыл свой собственный додзё в Синдзюку, Токио в 1931 году. Кобукан додзё посещали главным образом военные, политики и бизнесмены, имеющие отношение к религии Омото. Он также давал уроки самообороны в нескольких военных учреждениях в Токио, включая Армейскую Школу Тояма Гакко. В это время круг интересов Морихэя в Токио замыкался главным образом на создание сильной сети связей с высокопоставленными людьми, которые открывали возможность для его деятельности.

Ивама и Будо Син`ё кай

Неприметная деревня Ивама располагается в области сельхоз. угодий Префектуры Ибараги и кажется маловероятным кандидатом на место рождения айкидо. И все же сегодня глава Городского Муниципалитета Ивама гордо заявляет, что айкидо является одним из основных достопримечательностей города, и отмечает, что иностранцы, которых часто можно встретить на улицах Ивама, приезжают сюда только с целью изучать айкидо. Ивама, расположеный между Цутиура и Мито на ж/д-ветке Дзёбан, соединяющей Уэно с Сэндай, и сегодня насчитывает около 16,750 жителей. Но 70 лет назад, когда Уэсиба заселился в Ивама, это была деревня, которую населяли всего несколько тысяч людей.

Если изучить исторические факты, то мы убедимся, что Морихэй Уэсиба не случайно выбрал Ивама, так как именно здесь находилась одна из резиденций Омото. В 1932 году под эгидой Омото-кё была создана ассоциация воинских искусств под названием Будо Син` е кай. Эта организация была создана на инициативе Онизабуро Дэгути, который основал также ряд других вспомогательных групп, с целью привлечь сторонников религии из разных социальных слоёв японского общества. Этот подход оправдал себя, и к началу 30-ых годов секта Омото насчитывала более миллиона сторонников, охватывая элиту из экономических и социальных кругов Японии.

С начала 1920-ых годов Морихэй был членом внутреннего круга секты Омото. Он был своего рода "парнем для эмблемы" секты Омото, так как Онизабуро любил и почитал талантливых людей из различных слоев общества. Дэгути привлекал их в общину с целью использовать их умения для содействующих целей. Уэсиба в то время рассматривался как полностью состоявшийся мастер боевых искусств и даже некоторое время выступал в качестве телохранителя Онизабуро, которым в свою очередь были очень недовольны члены правительства.

Структура Будо Син`ё кай представляла из себя сеть групп, изучающих воинские искусства. Во время тренировок будо читались лекции по духовному обучению. Которые проводили главы Омото, работающие по всей стране. Хотя теоретически в ассоциации изучали несколько видов воинских искусств, всё же основной фокус практики замыкался на айкидзюдзюцу Морихэя. Это объясняет тот факт, что он был первым председателем ассоциации. Создание Будо Син`ё кай обеспечило Морихэя готовой сетью учеников по всей Японии.

Глава Омото в Ивама был одним из тех, кто начал практиковать айкидзюдзюцу. Человеком, отвечающим за практику будо в Ивама, был Ёсикацу Фудзисава. Фудзисава прошел краткий курс обучения в городе Такэда Префектуры Хёго, где ассоциация Будо Син`ё кай проводила интенсивные семинары по будо. Обучение в Ивама проводилось в доме городского почтальона Мицуносукэ Аказавы, отца Дзэнзабуро, последнего довоенного утидэси Уэсибы.

Одним из людей изучающих айкидзюдзюцу в Ивама, был молодой человек по имени Сигэми Ёнэкава. Ёнэкава вскоре стал восторженным сторонником айкидзюдзюцу и в 1932 году провёл некоторое время в Кобукан Уэсиба Додзё в качестве утидэси. В интервью в 1979 году, Ёнэкава описывает его впечатления от практики айкидзюдзюцу:

" ... меня спросили, интересует ли меня участие в семинаре воинских искусств [в Ивама], и я решил поехать. До начала этого семинара я имел некоторый опыт практики дзюдо. Так что я воспринимал семинар, как развлечение. Я занимался в течение четырех или пяти дней, но это будо было вне моего понимания. Сэнсэй легко побеждал меня, и я был увлечен уникальностью, тонкостью и глубиной этого искусства, которое я решил изучить во что бы то ни стало.

Затем я поговорил с г-ном Фудзисавой о своём желании, и он велел мне сопровождать его в качестве помощника. Мы покинули префектуру Ибараги и направились в Токио. Он представил меня Уэсиба Сэнсэю. Мне сказали, что самый быстрый способ изучить искусство состоит в том, чтобы стать утидэси. Тогда я попросил г-на Аказаву написать мне рекомендацию. Он поговорил с Уэсиба Сэнсэем - так я стал утидэси."

Ёнэкава настойчиво практиковал и стал одним из высших помощников Морихэя. Он оставил заметный след в истории айкидо, как Укэ Уэсиба в известном техническом пособии, изданном в 1935 году и состоящем из фотографий, снятых в частном додзё Сёдзи Нома, основателя издательства Коданся.

Дом г-на Аказавы, где проходили кэйко, все еще стоит в Ивама сегодня и используется для городских сборов сторонников религии Омото. Здесь вы можете увидеть фотографии Нао Дэгути, Онизабуро и его жены Сумико.

Обучение айкидзюдзюцу в Ивама было прервано в декабре 1935 года, когда Японское правительство жестоко подавило деятельность религиозной секты Омото. В истории этот эпизод известен, как Второй Инцидент Омото. Многие лидеры Омото-кё, включая Онизабуро и его жену, были заключены в тюрьму, а некоторые, особенно Хидэмаро Дэгути, замучены. Морихэю удалось избежать их участи, благодаря вмешательству одного из его дэси, который в то время был руководителем полиции префектуры Осака. Отец Дзэнзабуро Мицуносукэ был задержан на несколько недель.

Подготовка к отставке в Ивама

Хотя практика айкидзюдзюцу была приостановлена, связь Уэсибы с Ивама была твердо установлена. В конце 1930-ых годов Морихэй стал развивать идею о необходимости строительства “Внешнего Додзё” вдалеке от Токио, чтобы использовать его, как место для собственной практики будо. В то время он в течение ряда лет преподавал в Военной школе Тояма Гакко для армейских офицеров высшего состава, а также в ряде других военных учреждениях. Однако Уэсиба был ограничен в том, что касается типа обучения его, уделяя всё внимание подготовке других, он недостаточно практиковал сам (как он считал). Он хотел основать в обстановке, отдаленной толкотни и суматохи Токио, там вдали от города он мог более сосредоточенно углубиться в реальную практику Сюгё(жизнь воина). Мицуносукэ Аказава упомянутый ранее, помог Морихэю в закупке приблизительно 4 или 5 гектаров земли в Ивама. - Его сын Дзэнзабуро был тогда одним из утидэси Уэсибы. Уэсиба начал посещать Ивама. Закладка додзё произошла в 1939 году.

Развитие военных действий в районе Тихого океана привело к быстрому истощению членов Кобукан Уэсиба Додзё, так как его молодые дэси были призваны на военную службу. В 1942 году оставалась только горстка учеников в Кобукан Додзё.

Несмотря на то, что в додзё было мало дэси, 1942 год был очень беспокойным для Морихэя, так как он проводил занятия в нескольких военных учреждениях одновременно. До войны в этом ему помогали утидэси, имеющие достаточно высокий уровень. Теперь почти все из них ушли на войну. Тихоокеанская война была в полном разгаре, и Токио подвергся первым бомбежкам. Хотя первоначально Ивама рассматривалась, как место для отставки от дел, с целью более глубоко изучать будо, сейчас деревня стала своего рода бомбоубежищем для него и его жены.

Морихэй начал планировать сой переезд в Ивама постепенно. Он сделал закладку додзё на 36 циновок, а также маленькую святыню "Синдэн", который был закончен в 1942 году. Эта святыня посвящалась божеству-покровителю будо. Церемонии здесь проводились священниками Омото-кё. Это доказывало, что вера Морихэя в Омото не дрогнула, несмотря на те гонения во время Второго Инцидента Омото.

Приняв решение покинуть Токио, Морихэй назначил своего сына Киссёмару, который тогда был 21-летним студентом университета Васэда, додзё-тё(директор додзё) Кобукан додзё и возложил на него полномочия решать все административные вопросы. Киссёмару в этом помогал Минору Хираи, который позже сформировал свой собственный стиль Айкидо Коринкай.

"Отставка" в Ивама

Здоровье Основателя стало ухудшаться. В конце 1942 года его мучили кишечные расстройства, возможно, это ускорило его отъезд в Ивама. Контраст с его беспокойной жизнью в Токио был драматическим, так как деревушка Ивама, насчитывала всего несколько тысяч жителей. Как только Уэсиба поправился, он стал посвящать всё свободное время сельскому хозяйству, практике будо и медитации.

Его немногие айкидо-дэси состояли главным образом из сыновей членов Омото-кё, которые должны были вести себя сдержанно после сокрушительного удара, нанесенного религии в 1935 году. Освобожденный от напряженной работы, впервые за много лет основатель, наконец-то, смог полностью посвятить себя личной практике будо и аскетичному образу жизни. Он превратил Ивама додзё и окружающее его пространство в лабораторию для изучения будо. Там Морихэй постоянно экспериментировал, бесконечно создавая вариации техник и непрерывно совершенствуя и дорабатывая их далее, развивая способность чувствовать намерение противника.

Морихэй просыпался до рассвета каждое утро, чтобы молиться и петь дхарани. Этот ритуал был частью его практики мисоги и одним из путей слияния(авасэ) с божественным миром. Основатель никогда не навязывал ученикам свои религиозные взгляды. Но для него самого, айкидо выглядело, как мост между Небом и Землей, инструментом, который должен искоренить зло во всём мире и средством для достижения гармонии среди народов и государств.

Источник: Aiki News №130

Архивы